Южнокавказская дуга нестабильности и меры по обеспечению региональной безопасности
25 января 2023
570
Он отметил, что продолжающаяся нестабильная ситуация в регионе Южного Кавказа главным образом обусловлена существованием нерешенных или частично решенных конфликтов, отсутствием дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, Россией и Грузией. Ситуацию обостряет также геополитическая конкуренция, которая в последнее время приобретает новые формы. За последние годы регион пережил широкомасштабную войну в Нагорном Карабахе, две крупные агрессии Азербайджана в отношении Армении и открытое столкновение между двумя государствами.
Очевидно, что война 2020 года перекроила геополитическую карту региона. Сложившаяся после ноября 2020 года ситуация, создала для стран региона как потенциальные возможности и перспективу, так и новые угрозы и вызовы для обеспечения безопасности.
По оценке докладчика, основным шагом для стабилизации ситуации в регионе стало вмешательство Президента России в ноябре 2020 года, что позволило остановить масштабные боевые действия и подписать совместное заявление лидеров России, Армении и Азербайджана 9 ноября 2020 года. Этот документ способствовал созданию нового политического и военного баланса сил в регионе. Москва разместила миротворцев и реализовала свою прямую ответственность за мир на территории Нагорного Карабаха.
Вмешательство Москвы в военные события в регионе доказали, что Россия остается непосредственно привлеченной державой, которая учитывает также особенности исторических и современных реалий на Южном Кавказе. Отсюда вытекает, что страны этого региона будут в основном сопоставлять свое поведение с российским представлением и интересами безопасности и развития региона.
В стратегическом отношении Москва обозначила курс на продвижение проектов экономического сотрудничества между конфликтующими сторонами, который со временем может способствовать нахождению определенных компромиссов и привести к окончательному урегулированию конфликта.
Этот подход отражен в принятых четырёх совместных Заявлениях лидеров России, Армении и Азербайджана за последние два года. Если совместное Заявление трех лидеров от 9 ноября 2020 года приостановило военные действия, то следующий аналогичный документ от 11 января 2021 года учредил рабочую группу во главе с вице-премьерами трех стран для разработки плана по разблокировке существующих транспортных коммуникаций в регионе. Третье совместное Заявление от 26 ноября 2021 года уже посвящено вопросам создания механизмов демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном с дальнейшим установлением дипломатических отношений между ними. Четвёртое совместное Заявление от 31 октября 2022 года, учитывая сложившуюся новую напряжённую ситуацию, вновь подчеркнуло необходимость сохранения стабильности в регионе и отказа от применения силы или угрозы силы для решения существующих проблем, необходимость реализации ранее достигнутых договоренностей через политический диалог.
Личные усилия Президента России, направленные на урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном, нахождение российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе вселяют уверенность в вопросе установления прочного мира и долгосрочного сотрудничества между странами региона.
Однако, наряду с российскими усилиями в последнее время начали протекать параллельные процессы на европейских и американских площадках.
Следует отметить, что западные подходы частично базируются на российских проработках и договорённостях в рамках трехстороннего формата при посредничестве России, но в последнее время намеренно обходят фактор Российского миротворческого контингента и вопрос будущего Нагорного Карабаха. Это делается планомерно и целенаправленно – для нанесения удара именно по присутствию российских миротворцев в регионе и усилиям России по обеспечению мира и безопасности. Попытки вытеснения Российского миротворческого контингента из Нагорного Карабаха создают рецидив геноцида для жителей данной территории, в том числе русских и граждан России, учитывая исторические события и недавние страницы современной истории.
Юрий Навоян подчеркнул, что присутствие Российского миротворческого контингента является единственной гарантией безопасности для жителей Нагорного Карабаха и фактором сохранения мира и обеспечения стабильности в регионе. Бессрочное нахождение миротворческих сил в Нагорном Карабахе позволит стабилизировать обстановку в регионе и на основании этого – политическим путем находить разумный компромисс для урегулирования конфликта.
Докладчик обратил особое внимание на возникшую ситуацию в Лачинском коридоре, что несет в себе потенциальную угрозу новой дестабилизации обстановки в регионе.
Уже больше месяца, как Азербайджан под видом «экологической акции» заблокировал Лачинский коридор, тем самым, закрыв единственный путь коммуникации Нагорного Карабаха с внешним миром.
Это явное нарушение 6-го пункта совместного Заявления президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении от 9-го ноября 2020 года и международных гуманитарных конвенций. В результате нынешняя ситуация имеет тенденцию к гуманитарной катастрофе и ужесточению разделительных линий в регионе.
Есть все признаки полагать, что «экологическая акция» и закрытие коридора служат иностранной политической аудитории и имеют цель – путем дестабилизации обстановки девальвировать деятельность Российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе и поставить под сомнение усилия России в целом по обеспечению безопасности и стабильности на Южном Кавказе.
Эта ситуация уже сорвала ряд дипломатических процессов по политическому поиску взаимоприемлемых вариантов для урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, спровоцировала определенную негативную атмосферу вокруг посреднических усилий России. Восстановление полноценного движения в Лачинском коридоре и переговорных форматов позволит вернуться к обсуждению мер стабильности в регионе и поискам решений существующих проблем на основе базовых принципов, предложенных Россией.
Говоря о российско-армянских отношениях, руководитель ДИАЛОГА подчеркнул, что Россия и Армения в течение многих лет сформировали всестороннюю правовую базу для дальнейшего углубления отношений.
Вместе с этим, события последних месяцев и определенные проблемы восприятия происходящего на разных уровнях, показали очевидность придания дополнительного импульса существующему сотрудничеству.
Стоит необходимость в формировании новых механизмов, обеспечивающих доверие и взаимодействие в условиях современных реалий. Это относится также к деятельности исследовательских центров и организаций в области общественной дипломатии.
В конце своего выступления Юрий Навоян сообщил, что для представления правовых фундаментальных основ отношений между Россией и Арменией и способствования должному восприятию нашими обществами значения российско-армянских отношений в деле обеспечения жизненных интересов двух братских народов организация ДИАЛОГ приступила к созданию трехтомного двуязычного сборника российско-армянских договоров и соглашений. Эта работа проведена в сотрудничестве с министерствами иностранных дел России и Армении. Книга появилась в свет в Московском издании «Книжный мир» при содействии Дома русской книги в Ереване. Первый том сборника «Россия и Армения: 30 лет союзнического взаимодействия» он подарил принимающей стороне – Санкт-Петербургскому государственному университету.
Поделиться
Интересное